Расписание:
с 12:00 до 20:00
Волхонка Арт Проджект
Центр развития ВЭБ, г. Москва, Новинский бульвар, д. 31
Гранд Отель Карат, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д.17
Гранд Отель Родина, г. Сочи, ул. Виноградная, д.33
График работы:
с 12:00 до 20:00
topartlovers@gmail.com
Go back

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА

Клас Моленар "Приморский пейзаж" 1657 г. (дерево, масло)

Выставка в г. Сочи, Rodina Grand Hotel & SPA (ул. Виноградная д.33)
28 июля 2024 года - 18 августа 2024 года

Для посещения выставки необходимо направить фото паспорта по адресу: topartlovers@gmail.com для прохода на территорию отеля ЗА ДЕНЬ до посещения.
Время посещения выставки с 12:00 до 20:00

 

     XVII век историки искусства справедливо называют «золотым веком» живописи. Почти каждая страна западной Европы могла похвастаться тогда выдающимися мастерами. В это время свои полотна писали такие знаменитые художники как Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Пуссен и многие другие.

     Стоит отметить, что к XVII столетию окончательно сложились и некоторые, популярные  впоследствии, живописные жанры – пейзаж, натюрморт, анималистический и бытовой жанр. Все они станут неотъемлемой частью искусства Голландии и Фландрии, переживавшего в  XVII веке подлинный расцвет. К примеру, в Голландии живопись имела широчайшее распространение, и купить на рынке картину для домашнего интерьера мог практически любой желающий. Подобная демократическая среда была характерна именно для молодой голландской республики, в то время как в большинстве других стран приобретение произведений искусства оставалось привилегией  либо знати, либо очень обеспеченных людей, а художники работали преимущественно по заказу. Этой причиной отчасти объясняется   камерный формат живописных работ – чаще всего они предназначались для небольшого бюргерского дома. Однако, закрепившееся в истории искусства понятие «малые голландцы» связано не столько с размерами произведений, сколько со скромностью их сюжетов, которые могли показаться незначительными в сравнении с историческими или религиозными темами, характерными, к примеру, для итальянской живописи той эпохи. Но в действительности, в изображениях природы или простых бытовых сцен голландские живописцы нередко вкладывали особый морализаторский смысл, который их современники легко прочитывали. Близки им по духу были и фламандские мастера, также обращавшиеся к схожим мотивам. 

     На выставке «Золотой век европейского искусства» представлены как голландские, так и фламандские художники, среди которых особо стоит подчеркнуть имена нескольких знаменитых авторов – Давида Тенирса Младшего, Исаака ван Остаде, братьев Яна и Класа Моленар.

     Творчество Давида Тенирса младшего ставилось его современниками в один ряд с творчеством Рубенса и Ван Дейка, а работы Исаака ван Остаде хранятся ныне в Лувре, лондонской Национальной Галерее и Государственном Эрмитаже. Картины, созданные представителями семейства Моленар, свидетельствуют о характерном для классического искусства принципе специализации художника на том или ином жанре. Ученик прославленного Франса Хальса, Ян Минсе Моленар писал  веселые сцены в тавернах, а его брат Клас – образы летней и зимней природы, на фоне которой также могли разыгрываться бытовые сцены.

     Голландцы в большинстве своем были протестантами, выступающими против религиозных изображений, поэтому для голландской живописи библейские и евангельские сюжеты были не характерны. Редким примером голландской религиозной живописи является картина «Исцеление больного в купальне Вифезда» кисти Джуста Друхслота, на которой изображено одно из чудес, совершенных Христом. Два других религиозных полотна, представленные на выставке, написаны итальянскими художниками – «Поклонение пастухов» и «Агарь, Исмаил и ангел».  

     Каким бы ни был сюжет, живописные произведения старых мастеров всегда отличает  высокое качество исполнения – тщательно продуманная композиция, тонкий колорит, подробная проработка деталей. Именно поэтому классика все еще не выходит из моды, неизменно привлекая к себе внимание посетителей в музейных экспозициях и коллекционеров,  ценящих  подлинное искусство.

Наталья Кортунова
Старший научный сотрудник Отдела нового западного искусства, ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва